Угольная промышленность бьёт тревогу

 

В связи с финансово-экономическим кризисом в отрасли возникли серьёзные проблемы

В угольной промышленности России сегодня действует свыше 220 угледобывающих предприятий, в том числе 96 шахт и 148 разрезов, добывших в 2007 году 314,2 млн тонн угля, из которых 31% поставлен на экспорт, а 69% — российским потребителям. При этом только 50% предприятий угольной отрасли являлись прибыльными в 2007 году, а средняя рентабельность продаж угледобывающих предприятий составила в 2007 году всего 4,7%. Во многом это обусловлено предельным износом основных производственных фондов, достигающим, по данным Ростехнадзора, 70—90%.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом, несмотря на значительный рост стоимости угля на рынке, объём денежных средств, находящихся в распоряжении угольных компаний, снизился на 15,2%. При этом на 44% снизился уровень прочих оборотных средств, при одновременном росте дебиторской задолженности на 26,5% и запасов непроданного угля на 13,2%.

В 2007 году даже на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры ситуация в угольной отрасли начала резко ухудшаться.

Общая численность занятого в угольной промышленности персонала составляет около 200 тысяч человек, причём численность работающих в 2007 году сократилась более чем на 6,6 тысячи человек, из которых только 6,5% уволились в связи с выходом на пенсию. При этом в условиях глобального кризиса 2008 года ситуация в угольной промышленности усугубилась — за две недели ноября текущего года количество работников угольной промышленности, принудительно оставивших рабочие места в связи с финансово-экономическим кризисом, превысило количество работников, которых лишилась промышленность, в том числе в связи с выходом на пенсию за весь 2007 год (сокращено 200 человек в ООО «Абаканская горная компания» (Хакасия); 227 человек — на шахте «Енисейская» (Абакан); 1500 горняков отправлено в вынужденный отпуск на шахте «Западная» ОАО «Донкокс»; 3000 человек могут быть уволены в связи с закрытием шахты в г. Копейске ОАО «Челябинская угольная компания»).

Ещё более усугубил ситуацию значительный рост железнодорожных тарифов на перевозку угля, который в 2008 году после двух внеплановых повышений в 2 раза превысил показатели, утверждённые Федеральной службой по тарифам (ФСТ) в 2007 году.

Неритмичность добычи, переход горных работ на более глубокие горизонты, ухудшение горногеологических и горнотехнических условий на действующих предприятиях в результате увеличения метановыделения, возрастания опасности внезапных выбросов угля, газа и горных ударов приводят к необходимости повышенного внимания к проблеме безопасного ведения горных работ. Однако стоимость таких решений очень высока — затраты на борьбу с самовозгораемостью составляют для угледобывающих предприятий порядка 130 рублей на тонну добычи (при цене энергетического угля 200—600 рублей), а затраты на борьбу с метанообильностью на сверхкатегорийных шахтах ещё порядка 120 рублей на тонну.

Процесс реструктуризации предприятий угольной промышленности и изменение форм собственности не привели к решению правовых вопросов в разделении ответственности между государством и собственниками. Не создан механизм экономического стимулирования разработки и внедрения современных технологий безаварийной работы шахт, систем контроля и управления параметрами безопасности.

В этой связи заслуживающими особого внимания и актуальными остаются вопросы обеспечения промышленной безопасности на предприятиях угольной промышленности и меры, предпринимаемые по предупреждению аварий на шахтах России и обеспечению безопасного труда горняков.

В частности, до настоящего времени, вопреки поручению Президента Российской Федерации от 19 октября 2008 года №Пр-2232, не приняты поддержанные Правительством Российской Федерации, Администрацией Президента Российской Федерации, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации проект федерального закона №432940-4 «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»; изменения в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», предусматривающие компенсацию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых ведётся угледобыча.

Кроме того, до сих пор остаётся не выполненным решение 7-го съезда Всероссийской политической партии «Единая Россия» об уравнивании промышленных предприятий в правах с посредническими лизинговыми компаниями на применение коэффициента ускоренной амортизации 3.

Аналогичная ситуация сложилась и с федеральной программой частичной компенсации процентных ставок по кредитам, предоставляемым на цели инвестиций в обновление основных производственных фондов и безопасность труда, которая оказалась практически свёрнута в 2007 году.

В настоящее время задолженность государства перед предприятиями, которые были включены в указанную программу и взяли в рамках неё банковские кредиты, составляет более 1,5 млрд рублей.

До сих пор остаются неурегулированными вопросы продолжительности работы в подземных условиях — регулирование трудовых отношений в значительной степени осуществляется устаревшими нормативными актами 20-х и 70-х годов прошлого столетия.

Следует подчеркнуть, что угольная промышленность несёт важную социальную нагрузку — обеспечивает бесплатным пайковым углем более 80 тысяч социально незащищённых граждан. При этом необходимо отметить, что угольная промышленность является фактически единственной отраслью народного хозяйства, где действуют в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации нефинансируемые федеральные мандаты, закрепляющие обязанность за угледобывающими компаниями бесплатно предоставлять уголь для бытовых нужд инвалидам, пенсионерам, сиротам и вдовам, которые в случае банкротства соответствующих угольных предприятий остаются вообще без указанной льготы и компенсации её потери от государства.

Начиная с осени 2008 года ухудшение ситуации в угольной промышленности, в условиях начавшегося мирового финансово-экономического кризиса, приняло катастрофические размеры. Это коснулось и ведущих угледобывающих регионов нашей страны — Кемеровской и Ростовской областей.

По состоянию на ноябрь полная остановка производства составила в Распадской угольной компании 7 суток, шахте «Прокопьевскуголь» — 9 суток.

Работники обогатительных фабрик переведены на сокращённый режим работы или направлены в вынужденные отпуска.

ООО «Обогатительная фабрика «Анжерская», ЗАО «Шахта угольная «Антоновское» прекратили отправку продукции своим потребителям.

Объём двухмесячной задолженности металлургических предприятий перед угольными компаниями за поставленный угольный концентрат составил в ноябре 15 млрд рублей.

Задолженность государства по возмещению из бюджета предприятиям угольной отрасли экспортного НДС превышает 30 млрд рублей.

Из-за вытеснения украинскими производителями (которым оказывается поддержка правительством Украины) с Новочеркасской ГРЭС продукции объединения «Гуковуголь» без работы могут остаться порядка 12 тыс. человек, только угольщиков. При этом от работы данного предприятия полностью зависит существование муниципальных образований Гуково, Зверево, Шахтинский и Красносулимский районы.

При этом нужно учитывать, что в случае полной остановки ЗАО «Распадская УК», объединения «Гуковуголь», шахты «Прокопьевскуголь», ООО «Обогатительная фабрика «Анжерская» и ЗАО «Шахта угольная «Антоновское» работы могут лишиться 38 тыс. человек. С учётом того, что указанные предприятия являются градообразующими для близлежащих муниципальных образований Кемеровской и Ростовской областей, число потерявших работу может увеличиться до 100—114 тыс. человек (в том числе за счёт закрытия смежных и обслуживающих предприятий).

При дальнейшем неблагоприятном развитии ситуации (сохранение в течение января нынешней конъюнктуры на рынке чёрных и цветных металлов) вынуждены будут приостановить работу все независимые производители коксующегося угля, а производители, входящие в состав вертикально интегрированных металлургических холдингов, сократят свои производственные мощности на 50%.

Соответственно на рынке труда может оказаться ещё дополнительно порядка 40 тыс. работников угольной промышленности и не менее 80 тыс. работников смежных производств. Прекратится выдача пайкового угля примерно 20 тыс. социально незащищённым гражданам (вдовам, сиротам, пенсионерам, инвалидам), которые в настоящее время получают его бесплатно от угледобывающих предприятий.

Серьёзные проблемы возникли у 30 предприятий угольной промышленности с обслуживанием кредитов на общую сумму 26,1 млрд рублей, по которым основным обеспечением выступали залоги пакетов акций, обесценившиеся в условиях финансового кризиса. В этой ситуации банки потребовали досрочного погашения кредитов или увеличения залога, что поставило указанные предприятия на грань банкротства.

По мнению многих экспертов, дальнейшее ухудшение ситуации можно ожидать в апреле — мае 2009 года по завершении отопительного сезона, когда резко обострится ситуация на предприятиях, добывающих энергетический уголь. Являясь маржинальным поставщиком (работающим с минимальной долей прибыли), российские производители вынуждены уходить с внешнего рынка, вытесняемые более дешёвыми углями из Австралии и Индонезии. Как следствие можно ожидать сокращение на 25—30% численности занятых на производстве в связи с сокращением объёмов экспорта, что может привести к высвобождению ещё 35 тыс. человек. Вместе со смежными и подрядными организациями рынок безработных может пополниться на 100—105 тыс. человек.

Соответственно, даже в случае, если удастся избежать массового банкротства угледобывающих предприятий в связи с требованиями банков о досрочном погашении кредитов, в апреле — мае 2009 года на рынке труда окажется порядка 280—300 тыс. человек. В этой связи потребуется срочная санация порядка 60 муниципальных образований, целиком зависимых от деятельности угледобывающих предприятий.

По мнению экспертов, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации безотлагательно должны принять меры поддержки угольной промышленности нашей страны:

1. Оперативно решить вопросы снижения налоговой нагрузки за счёт дифференциации НДПИ на уголь и уравнивания угледобывающих предприятий в правах с лизинговыми компаниями на применение коэффициента ускоренной амортизации.

2. Обеспечить предоставление пайкового угля пенсионерам, вдовам, сиротам и инвалидам — за счёт государства.

3. Обеспечить полное погашение всей задолженности по возмещению экспортного НДС угледобывающим предприятиям и установить возмещение НДС по экспорту в течение 30 дней с даты оформления таможенных документов, подтверждающих факт отгрузки.

4. Погасить задолженность государства перед угледобывающими предприятиями по компенсации процентных ставок по кредитам, привлечённым ими на цели инвестиций за 2007—2008 годы в размере 1,5 млрд рублей.

4. Поручить Сбербанку России, ВТБ и ВЭБ в первоочередном порядке рассмотреть и удовлетворить заявки угледобывающих компаний по рефинансированию ранее взятых кредитов.

 

Геннадий Гудков

заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности

заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия»

 

Дмитрий Горовцов

член Экспертного совета Комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции

кандидат исторических наук

 

«Парламентская газета»,№ 087(2339)

23 Декабря 2008

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz