Источник: Газета (Москва)

Дата выпуска: 24.08.2007

Номер выпуска: 156(1418)

Заглавие: Уголь - топливо будущего

 

Уголь - топливо будущего

Российский ТЭК ждут структурные перемены

ОКСАНА ГАВШИНА

Топливно-энергетический комплекс России находится на пороге серьезных

структурных перемен. Такое мнение высказал в четверг первый вице-премьер

Сергей Иванов в ходе своего визита в Кемерово. По его словам, "в топливном

балансе российской электроэнергетики значительно возрастет доля атомной,

гидро- и угольной генерации". Вице-премьер также отметил, что считает

наращивание объемов добычи угля в числе приоритетных задач отрасли.

"Будущее за углем очень перспективно", - считает Сергей Иванов.

О необходимости выровнять структуру топливно-энергетического баланса (ТЭБ)

госчиновники говорят уже не первый год. Однако в активную стадию

обсуждение вошло только в конце прошлого года, после призыва президента

Владимира Путина снизить долю газа в топливном балансе страны. По мнению

главы государства, необходимо делать упор на "первичную энергию" - торф и

уголь. "Невозможно все подвесить на один газ, даже с точки зрения

безопасности", - уверен президент.

Экспертное сообщество не разделяет мнения чиновников. По мнению аналитиков,

структура российского ТЭБ имеет высокую степень диверсификации. Например,

по данным Международного энергетического агентства, в России на долю газа

приходится около 54%, 18% - на нефть, примерно 14% занимает уголь,

гидроэнергетика - около 7% и примерно 5% - атомная энергетика.

"Некоторое преобладание газа в структуре энергетического баланса не

является критическим, и, кроме того, это обусловлено его экономическими и

иными преимуществами по сравнению с другими энергоносителями", - убежден

президент Института энергетической политики Владимир Милов. "Являясь одним

из мировых лидеров по запасам природного газа и его крупнейшим

экспортером, Россия может позволить несколько расширенное использование

газа в экономике, - поясняет эксперт. - Тем более что увеличение

использования альтернативных газу энергоносителей в России связано с

серьезными территориальными и ресурсными ограничениями". По его словам,

главные преимущества использования природного газа для выработки

электроэнергии - его эффективность и относительная дешевизна по сравнению

с другими видами топлива. Теплотворная способность газа всего на 17%

уступает мазуту, в то время как расходы на транспортировку газа в

несколько раз ниже, чем затраты на перевозку мазута и угля. Строительство

стационарных энергоустановок, работающих на газе, требует значительно

меньших капитальных затрат, чем генераторов на угле, и несоизмеримо

дешевле строительства атомных и гидроэлектростанций.

"Реальной проблемой является не столько высокая доля газа в национальном

энергетическом балансе, сколько неэффективное его потребление. В этой

ситуации целевой задачей государства должно стать не сокращение доли газа

в энергетическом балансе страны, а сокращение его неэффективного

использования", - считает Владимир Милов.

 

---------------------------

 

Источник: Национальная Информационная группа

Дата выпуска: 24.08.2007 01:55

Заглавие: Уголь без химии - деньги на ветер

 

 Уголь без химии - деньги на ветер

 

Использование угля в качестве простого топлива - невыгодное и устаревшее явление. С эти заявлением специалистов согласился вице-премьер Сергей Иванов. "Больше инвестиций в химию и технологии", - призвал он угледобывающие предприятия и пообещал оказать помощь со стороны Государства. Между тем спор об использовании каменного угля в качестве топлива до сих пор не утихает. Ученые считают этот вид энергетики атавизмом, на фоне разработок "чистой" энергии: атома, солнечной энергии, энергии ветра+

 

Угледобывающие предприятия должны вкладывать больше средств в развитие глубокой химической переработке угля: "Уголь надо меньше возить, а больше перерабатывать и производить продукцию с высокой долей добавленной стоимости", - заявил Сергей Иванов, - "в Кемеровской области, предприятия тратят значительные средства на доставку угля своим потребителям как в России, так и за ее пределами, уголек приходится везти с Кузбасса на Балтику, Тихий океан и Баренцево море".

 

Вице-премьер Сергей Иванов считает, что уголь может помочь "подтянуть" и другие отрасли. По его словам, развитие углехимии будет способствовать, в частности, развитию железных дорог и ликвидации дефицита в подвижном составе.

 

"Дело не только в сети железных дорог, речь идет и о подвижном составе. Рынок железнодорожных вагонов огромен, но дефицит есть, так как уже нужны новые, облегченные вагоны, у которых повышена грузоподъемность и понижен собственный вес",   сказал первый вице-премьер. Он добавил, что развитие глубокой переработки угля на местах параллельно с созданием нового парка железнодорожных вагонов и будет способствовать развитию энергетического сектора в целом.

 

В связи с этим первый вице-премьер особо отметил, что необходимо "вкладывать инвестиции в развитие новых технологий по переработке угля, в углехимию". Однако вычислить экономическую составляющую тут довольно тяжело. Сейчас Россия живет в основном за счет сырьевой экономики, в которой порядка 5% занимает экспорт бурого угля. Продукты технологической обработки занимают в экспорте менее 1%, то есть тут в пору говорить о наладке рыночного спроса на сам товар, прежде чем он будет непосредственно произведен.

 

"Действительно, одна из важнейших проблем нашего века - использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, развитие альтернативных технологий - от атома до полной экзотики в виде моторного топлива из растительного сырья", - рассказывает Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, - "так США к 2015 году намеревается перейти на "кукурузное горючее". По его мнению проблема тут в экологии: необходимость перевода экономики на альтернативные источники энергии связана и с проблемой экологизации энергетики. Сегодня в  энергетическом балансе северных районов России свыше 70% мощностей приходится на  "грязные", органические виды топлива - уголь, мазут, дрова.

 

 Что касается угля, эксперт рассказал, что одним "грязным" углем сыт не будешь. "Новые подходы появились и в использовании угольных месторождений, но по нетрадиционным технологиям: речь идет о метане из угольных шахт как самостоятельном полезном ископаемом", - рассказывает Юрий Зайцев, - "запасы угля сегодня составляют порядка 260 трлн. куб. м".

 

По мнению директора Института угля и углехимии СО РАН Геннадия Грицко наиболее эффективным способом добычи свободного газа представляется извлечение последнего из небольших залежей, куполов, ловушек, что не требует проведения дорогостоящих горных работ. Именно по такому пути идут сейчас российские специалисты. "Неисчерпаемый резерв сосредоточения метана - вентиляционные струи", - считает Грицко, - "из них можно улавливать даже больше газа, чем при добыче из шахт".

 

Другой  нетрадиционный подход к использованию угля - получение из него синтетического бензина, а также водорода для топливных элементов. Надо заметить, что водород как идеальное экологически чистое  горючее  рассматривается сегодня в качестве основы энергетики будущего. В результате сгорания водорода теоретически выделяется только вода. Это делает водородную энергетику чрезвычайно привлекательной в плане сокращения  вредных выбросов и решения проблемы потепления климата.

 

Но кому нужны новые технологии в современном мире, которым правят нефтяные магнаты? Накануне Дня Шахтера можно предположить, что отрасль проживет еще долго, до тех пор пока природа терпит бизнес, который пока является чисто сырьевым.

 

Илья Гращенков

Используются технологии uCoz